skant1988 (skant1988) wrote,
skant1988
skant1988

"Мы пришли к обществу потребления"

IMG_0328

Прочитал сегодня небольшую статью о пермских торговых центрах. В статье говорится о том, что в тяжелых экономических условиях, они испытывают трудности с недостатком арендаторов и ,как следствие, покупателей.

За последнее десятилетие в Перми было построено столько торговых центров, что иногда кажется, что в городе, кроме них, ничего больше нет. И это неудивительно. В условиях последовательной деградации производственной деятельности в постсоветское время, практически единственной сферой, переживавшей бум, была сфера торговли и услуг.


Как-то почти сразу и мгновенно многие из вчерашних советских людей (а, может, они и вовсе не были советскими?) вдруг стали покупать и продавать, продавать и покупать, считать маржу и рассуждать о «трендах на рынке».

И все это довольно долго жило своей жизнью на фоне высоких цен на нефть, которые и обеспечивали относительно стабильное движение денег по экономике, и создавало иллюзию благополучия. «Тучные» двухтысячные годы, полные прилавки, куча бутиков, кафешек, магазинов и магазинчиков, торговые центры – потребительский рай!

И вдруг посреди всего этого благолепия, как гром среди ясного неба… падение рубля, рост цен. Арендаторы пытаются договориться о снижении арендной платы, т.к. это фактически единственная статья затрат, которую еще можно как-то постараться  уменьшить. Ведь материалы, как правило импортные, существенно подорожали из-за падения рубля. Зарплату, часто и так минимальную или близкую к минимальной, урезать тоже уже некуда.

А кредиты сейчас дают только под 20-25%, что при средней рентабельности в 7-8% совсем уже никому не выгодно. В итоге многие торговые точки вынужденно закрываются.

Но управляющие наших торговых центров не отчаиваются. Я предлагаю просто оценить некоторые их высказывания:

«Мы не так пессимистично смотрим на вещи, как все остальные.  Так или иначе, мы пришли к обществу потребления, мы научили наших людей потреблять и отказаться от этого потребитель не сможет. Он будет сокращать издержки при переходе от более дорогих товаров к более дешевым, он будет сокращать свои спонтанные покупки, но, тем не менее, потреблять люди не перестанут».

С одной стороны, видна в этом забота исключительно о собственных интересах. А с другой стороны, сквозит презрение к людям: «мы научили», «потребитель не может отказаться», «потреблять не перестанут», потому что «пришли к обществу потребления».

Думаю, что народ сам разберется, к чему он пришел и каким путем ему двигаться дальше.

А пока что… вот такой портрет российского предпринимателя на фоне экономического кризиса.


Tags: Пермь, кризис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments